Программа Москвы по охране окружающей среды требует серьезной переработки

Проект Государственной Программы Москвы «Охрана окружающей среды» на 2012-2016 годы практически не содержит количественных экологических показателей и годится только для «закатывания в асфальт» бюджета, считает Всемирный фонд дикой природы (WWF).

29 августа 2011 года в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы состоялось заседание Общественного экологического совета, посвященное обсуждению проекта.

Подавляющее большинство участников дискуссии подвергли его серьезной критике, в том числе научный руководитель НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ) В.В.Донченко, заведующий сектором ВНИИ Природа Минприроды России к.б.н. Б.Л.Самойлов, руководитель Московского городского общества защиты природы Г.В.Морозова.

«Программа составляет сырой набросок того, как Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы хотел бы осваивать более 90 млрд рублей и составлена в советских традициях «объемного» планирования траты средств городского бюджета, — говорит директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц, который выступил на заседании с предложением отклонить и переработать проект. — В программе нет общих количественных целевых показателей улучшения состояния окружающей среды и экологизации жизни и экономики города, которые Правительство Москвы должно достичь к 2016 году».

В частности, отсутствуют индикаторы, направленные на повышение энергоэффективности, экономию ресурсов (в первую очередь, воды) и сокращение эмиссии парниковых газов. Нет качественных экологических показателей по улучшению качества вод Москвы-реки и малых рек.

Экологизация транспорта

Также отсутствуют цели по экологизации транспорта в городе, в первую очередь – сроки и пути перехода на Евро-4 и Евро-5 всего автотранспорта Москвы (а не только грузового), создание инфраструктуры для газификации общественного транспорта, развития электрического транспорта (включая автотранспорт), экономические и налоговые методы стимулирования наиболее экологически чистых и энергоэффективных двигателей и автотранспорта на гибридных двигателях. Именно этому вопросу, напоминает WWF, было посвящено недавнее поручение Президента России Д.А.Медведева по итогам заседания Президентской комиссии по модернизации экономики.

Раздельный сбор мусора

«По такой наболевшей проблеме для Москвы, как отсутствие системы раздельного сбора мусора и его цивилизованной переработке, даются лишь декларативные заявления, не подкрепленными конкретными задачами», — говорит Евгений Шварц. Нужны количественные показатели, считают в WWF. Например, поставить цель утилизировать к 2016 г. до 50% ртутьсодержащих энергоэффективных ламп от населения в продающих их сетевых магазинах и столько же – в ДЕЗ по месту жительства; или обеспечить к 2016 году 50% населения Москвы инфраструктурой для раздельного сбора мусора.

Налоговые реформы и законодательство

В программе практически ничего не говорится о той работе, где не нужны траты городского бюджета, а необходима организующая роль Правительства города и проведение налоговых реформ и изменений в законодательстве на федеральном уровне и на уровне самой Москвы. Например, введение залоговой стоимости тары, законодательство об экологизации государственных и муниципальных, изменения в законодательстве, позволяющие субъектам РФ самостоятельно устанавливать более ранние сроки перехода на требования Евро-4 и Евро-5 для моторных топлив и т.п. Отсутствуют приоритеты госзакупок по экологическим признакам (как во всем мире) даже для детских учреждений, хотя это важнейший инструмент экологизации экономического развития. «Сейчас у тендеров один решающий показатель – цена», — говорит Шварц.

Заповедники и парки

Опасение у экологов вызывает не ограничиваемое никакими количественными и качественными показателями «повышение рекреационной привлекательности» особо охраняемых природных территорий (ООПТ) города Москвы. «Фактически, речь идет о выделении колоссальных бюджетных средств и, что особенно опасно – миллиардных средств частных инвесторов – на застройку охраняемых территорий. За лукавыми цифрами увеличения площади ООПТ города с 16% до 21% фактически скрывается уменьшение площади естественных природных территорий в городе и замещение их искусственными сообществами, место которых – вне ООПТ, согласно закону No48 города Москвы», — подчеркивает Шварц. Следует отметить, что ведущие специалисты МГУ им. Ломоносова, Институтов РАН и профессиональных природоохранных неправительственных организаций не привлекались к разработке и обсуждению разделов об охране живой природы и управлении ООПТ.

Расширение Москвы

По мнению экологических организаций, проект Программы должен быть также дополнен планами по минимизации негативных воздействий на окружающую среду в связи с недавним решением мэра Москвы и губернатора МО об увеличении площади города на 144 тыс. га. В частности, нужно предусмотреть возможность финансирования исследований (на 2012-13 года) для проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планов по расширению Москвы, и выработать компенсационные меры на основании выводов ОВОС.

Дополнительная информация

Все документы — проект Программы, оценки расходов бюджета на Программу, а также Заключение на проект Программы — на сайте WWF

Замечания и предложения по Программе можно направлятьпо электронной почте в Департамент на имя руководителя департамента А.О. Кульбачевского и заместителя руководителя департамента С.А.Мельникова.

Реклама

Обсуждение закрыто.